Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.12.2016 № N 15-2/ООГ-4698
Статья 5.27.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. За соответствующие правонарушения к ответственности могут привлечены, в частности, должностные лица.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Ответственность как должностные лица несут в том числе и совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, если КоАП РФ не установлено иное.
Как указывает Минтруд России, содержание понятий "организационно-распорядительные" и "административно-хозяйственные" функции раскрыто в пунктах 4 и 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19. Специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.
Отметим, что высказанная Минтрудом России точка зрения находит отражение и в судебной практике (решение Вологодского областного суда от 01.07.2014 N 7-265/2014, решение Приморского краевого суда от 21.06.2013 N 21-338/2013). Однако имеются среди судей и сторонники позиции о возможности привлечения специалиста по охране труда к административной ответственности за нарушение требований соответствующего законодательства (см., например, решение Ивановского областного суда от 03.11.2016 N 21-280/2016, решение Пензенского областного суда от 03.12.2015 N 7-544/2015). Примеры такого подхода встречаются и в консультациях специалистов Роструда.